smart
Статьи по классам
smart

Обзор Мерседес Бенц smart

Большая история

Первые автомобили «Смарт» появились в продаже осенью 1998 года, но их история уходит корнями в прошлое намного глубже. Компания Daimler-Benz начала разработку малолитражного автомобиля длиной не более 2,5 метра с колесной базой 1,7 метра и расположенным сзади электродвигателем еще в 1972 году, доверив работу группе разработчиков под руководством профессора Иоганна Томфорда, много лет специализировавшегося на проблемах городских автомобилей. Однако в начале 70-х мир был еще не готов к такого рода машинам, а компания Мерседес – к тому, чтобы отвлекать внимание покупателей от того, на чем она сделала имя, – представительских седанов, поэтому идея хоть и понравилась руководству, но была отложена на полку до поры до времени.

16C280_01.jpg

Прошло еще 10 лет, и в конце 1982 года уже главе швейцарской компании SMH (производитель часов Swatch) Николасу Хайеку пришла в голову мысль, что стратегии производства и персонализации продукции, которые успешно применяла Swatch, можно было бы адаптировать и для выпуска небольшого городского автомобиля. Он считал, что автопроизводители незаслуженно обошли вниманием целый сектор потребителей, которые ищут маленький и стильный автомобиль. Качественный, как швейцарские часы, но доступный и молодежный. Так на свет возник проект под названием Swatchmobile. Впрочем, на тот момент он существовал только на бумаге.

Хайек понимал, что даже очень крупный производитель часов никогда не сможет составить конкуренцию производителям автомобилей, поскольку просто не обладает необходимыми производственными мощностями и дилерской сетью, а создавать все это с нуля – еще более абсурдная затея. Поэтому он начал подыскивать партнера среди автокомпаний, что, естественно, потребовало времени – все-таки речь шла об огромных вложениях.

Поначалу в 1991 году Хайек вроде бы договорился с Volkswagen, но пришедший к 1993 году на пост главы концерна Фердинанд Пих росчерком пера похоронил идею только зарождавшегося партнерства. Новый руководитель VW счел собственную разработку компании – автомобиль, который мог проехать сто километров на трех литрах топлива (проект был впоследствии реализован как модель Lupo 3L), – более перспективной, ведь речь была о машине, рассчитанной на четырех человек и имевшей заметно больше места для багажа, чем то, с чем к нему пришел часовщик.

Первая неудача не смутила Николаса – он, как опытный бизнесмен, предвидел такое развитие событий и, чтобы не класть все яйца в одну корзину, потихоньку вел переговоры с другими автокомпаниями. Получив последовательно отказы от BMW, Fiat, General Motors и Renault, он наконец сумел заручиться поддержкой компании Daimler-Benz – единственной, которая почувствовала, что это партнерство может оказаться очень даже перспективным и выгодным для обеих сторон. Время покажет, насколько правы были представители Штутгарта, ну а пока со стороны Mercedes к работе подключили группу Иоганна Томфорда, в то время как раз работавшую над проектом Mercedes City Car (MCC), породившим концепты Eco Sprinter, Eco Speedster и Vision-A, который впоследствии превратился в Мерседес A-класса.

Далее события начинают развиваться стремительно. Уже в марте 1994 года было создано совместное предприятие Micro Compact Car (по случайному совпадению сокращается тоже как MCC), в котором 49% принадлежало SMH, а остальные 51% – Daimler-Benz. Во главе новой компании встали три человека: инженер Томфорд и финансист Кристоф Бобин из Daimler-Benz, а также маркетолог Ханс-Йорг Шер, с середины 80-х разрабатывавший оригинальные маркетинговые идеи для Swatch.

В этой компании на представителей Daimler-Benz была возложена задача разработки технической составляющей, а на специалистов Swatch – работа над дизайном будущего автомобиля. Однако первой сложностью стал выбор имени. Швейцарцы настаивали на «Свотчмобиле» или другом названии, которое содержало бы слово Swatch, но немцы хотели подобрать что-то более нейтральное. В результате был найден компромисс: SMART (Swatch Mercedes ART) – вроде бы и аббревиатура, и слово, означающее в переводе с английского «умный» и вскоре ставшее синонимом всего передового – от смартфонов до смарт-ТВ.

Первыми прототип двухместной новинки увидели в сентябре 1995 года посетители Франкфуртского автосалона, а еще месяцем позже во Франции началось строительство завода, который вскоре в народе окрестят «Смартвиллем».

О том, какое внимание привлекал к себе будущий автомобиль, говорит одно то, что свою первую награду – Европейский приз в области дизайна – Smart получит в июне 1996 года, когда строительство предприятия еще будет в самом разгаре. Официальный же старт выпуска машин состоится только спустя два года. Днем рождения малыша, который влюбит в себя пол-Европы, принято считать 1 июня 1998 года.

Новинка появилась в продаже практически по всему Старому свету: помимо Германии и Швейцарии, она в октябре 1998 года поступила в автосалоны Австрии, Бельгии, Италии, Испании, Люксембурга, Нидерландов и Франции. Казалось бы, мечта Николаса Хайека сбылась, но он был недоволен. Вдохновитель проекта настаивал на гибридной силовой установке и так и не смирился с тем, что инженеры Daimler-Benz предпочли ей более простой и надежный трехцилиндровый бензиновый двигатель объемом 600 кубических сантиметров с турбонаддувом. Но нет худа без добра: к концу октября того же года Swatch Group продает свой пакет акций в Micro Compact Car компании Daimler-Benz, которая с тех пор становится единственным владельцем компании Smart. Теперь принятие решений находится в ведении одного хозяина, а это всегда облегчает развитие.

07C2015_069.jpg

Кажется, что Smart появился недавно, но в 2018 году малютка отметит свое 20-летие. За эти годы в его истории было немало ярких страниц. Так, в 2000 году именно Smart стал первым из автопроизводителей, оснастившим свои автомобили доступом в Интернет, а двумя годами позже машина этой марки пополнила коллекцию экспонатов Музея современного искусства в Нью-Йорке. К явным успехам можно отнести и продажи: так, только одна модель Fortwo разошлась по миру тиражом более 2 миллионов экземпляров.

Сегодня «Смарт» продается в 45 странах Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, а также в Австралии, что, впрочем, не мешает встречать эти машины даже там, куда официально они никогда не поставлялись. До нашей страны малыш добрался в 2012 году, так что в 2017 году Россия отмечает 5-летие официальных продаж Smart. 

Большие возможности

В небольшом внешне Smart прячется множество интересных технических решений. Например, то, что в качестве платформы использован так называемый сэндвич: кузов Smart – это жесткая стальная высокопрочная капсула безопасности Tridion. При аварии она сохраняет пространство салона цельным, причем делает это весьма эффективно, что неоднократно доказывали многочисленные краш-тесты. Еще одна особенность этого автомобиля – задняя подвеска редкого типа де Дион (названа по имени изобретателя француза Альберта де Диона), которая позволила при всей компактности Smart наделить его отличной управляемостью.

Впрочем, далеко не все давалось «умнику» с первого раза. Так, ранние прототипы Smart образца 1997 года обладали тем же недостатком, что и первые Мерседесы A-класса: из-за высокого и узкого кузова автомобиль был слишком валким, и это крайне негативно проявлялось при лосином тесте на высокой скорости. Чтобы избавиться от этого минуса, инженерам пришлось расширить колею, утяжелить переднюю часть машины, уравновесив расположенный сзади двигатель, сделать более жесткой подвеску и разработать специальную систему безопасности Trust-plus, совместившую функции ABS и ESP.

С каким облегчением, наверное, вздохнули после появления «Смарта» жители старинных европейских городов с узкими улочками и постоянно забитыми парковками! Ведь эту малютку вполне можно запарковать у бордюра поперек, нисколько не помешав движению. Во многих странах Европы именно из-за Smart в ПДД были внесены соответствующие изменения, разрешившие парковаться таким образом.

Доходит и до просто смешного. Так, например, существует известный рекламный ролик «Смарта», в котором двое грузных мужчин подбирают автомобиль и, перепробовав множество малолитражек, в конце концов останавливают выбор на Smart, в котором они легко помещаются, заняв, правда, все внутреннее пространство салона. Есть и реальные подобные истории. А есть и другие: люди устанавливают рекорды по количеству человек, уместившихся в Smart. Говорят, туда влезает 19 девушек, но только 13 парней. Поскольку снаряженная масса 2-местной малютки составляет около 800 килограммов, в Сети можно найти множество видеороликов, в которых 4–5 человек просто поднимают и переносят этот автомобиль с места на место.

Да, и напоследок вот еще что: в парке автомобилей полиции Нью-Йорка есть пара сотен Smart fortwo. Куда там сажать преступника, непонятно, но то, что на тесных улицах мегаполиса эта компактная машина куда более эффективна, чем любой брутальный джип, полицейские убеждались не раз и не два.

smart1.jpg

Большой выбор

Какими бы ни были принятые за все время существования марки технические решения, главная маркетинговая идея Хайека о том, что автомобиль может быть таким же стильным и персонализированным, как часы, воплотилась в жизнь на все сто. Smart породил культ, так же как это сделала Swatch. Владельцы разрисовывают своих «умников» самым причудливым образом, тюнинговые ателье выпускают «заряженные» версии, из «Смартов» делают лимузины, драгстеры и даже монстр-траки! Не остаются в стороне и знаменитые дизайнеры и кутюрье, выпускающие авторские версии дизайна малютки, как, например, эксклюзивное исполнение от легендарного Жан-Шарля де Кастельбажака.

Возможности персонализации стильной малютки практически неограниченны. В списке аксессуаров есть комплекты наклеек на панорамную крышу, сменные боковые панели, куча приспособлений для организации драгоценного пространства в багажнике, держатели для велосипеда, лыж и сноуборда на дверь багажного отделения и еще много-много разного.

smart2.jpg

Комплектации и цены


Модель 

Цена с НДС, руб.

Тип двигателя

Мощность, л.с.

Рабочий объем, см

Тип топлива

Привод 

smart fortwo coupe 52 kW

 

R3

52.00 / 71.00

999.

Бензин

задний

smart fortwo coupe 66 kW

 

R3

66.00 / 90.00

898.

Бензин

задний

smart fortwo coupe Brabus

 

R3

80.00 / 109.00

898.

Бензин

задний

← Назад
Контакты
ПАНАВТО

Фактический адрес:

143085, Московская область, Одинцовский район, рабочий поселок Заречье, ул. Торговая, д. 4, строение 1 (50-й км МКАД, внешняя сторона, между Можайским шоссе и Мичуринским проспектом)

Телефон: +7(495) 790-77-77

Веб-сайт: www.mercedes-panavto.ru

График работы:

Отдел продаж: с 9 до 22,

Сервис: круглосуточно

ПАНАВТО Жуковка

Фактический адрес:
143082, Московская область, Одинцовский р-н, д. Жуковка,
Рублево-Успенское ш., д. 71А

Телефон: +7(495) 739-79-93

Веб-сайт: www.mercedes-panavto.ru

График работы:

Отдел продаж: с 10 до 21

Спасибо
Наш консультант сервиса свяжется
с Вами в течение 15 минут
Время работы сервиса:
24 часа
Спасибо
Наш менеджер свяжется
с Вами в течение 15 минут
Время работы отдела продаж:
Жуковка
ежедневно с 10.00 до 21.00 (по Москве)

МКАД
ежедневно с 09.00 до 22.00 (по Москве)
сервис круглосуточно
Спасибо!
Вы успешно зарегистрированы.
Ожидайте подтверждение на почте.
Спасибо!
Ваша заявка отправлена.
Менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.